Физическая культура
Как функционирующая система физическая культура включает в свою структуру следующие группы объектов: существующий ценностный состав, организации и людей, создающих новые ценности, и систему способов их использования, куда входят способы организации населения, отражающие социальный характер использования ценностей, и методы . применения средств физической культуры в педагогическом процессе физического воспитания.
Функционируя и развиваясь (т. е. меняя ценностный состав, формы и методы их использования) под управляющим воздействием общества, физическая культура как система имеет конечным объектом своего воздействия человека.
По отношению к человеку ценностный состав физической культуры используется главным образом в процессе физического воспитания, имеющего множество разновидностей и организационных форм: индивидуальные (самовоспитание) и организованные занятия, урочные и неурочные формы, спорт и т. п.
В последние время в связи с научно-техническим прогрессом и развитием самой физической культуры, ее влияние на отдельных людей и социально-демографические группы несколько увеличилось и расширилось. По характеру воздействия можно выделить несколько форм участия населения в сфере физической культуры: активное (непосредственное занятие физическими упражнениями и спортом), для таких видов спорта есть специальное спортивное оборудование http://www.insport.com.ua/, пассивное (зрители, болельщики), производственное, заключающееся в обеспечении функционирования физической культуры (администраторы, педагоги, врачи, научные работники и т. п.). Каждая из этих форм оказывает специфическое, характерное влияние как на отдельные личности, так и на коллективы, их физическое и духовное состояние.
Социальный характер физической культуры проявляется еще и в том, что использование ее ценностей тесно связано с социально обусловленными основными видами деятельности людей.
Целесообразно выделить две области использования средств физической культуры: в свободное время и в основных видах деятельности — организационные формы общего и специального образования, производственная деятельность, в лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях ит. п. В этих случаях необходимо согласование средств, методов и форм использования физической культуры со спецификой и запросами видов деятельности, в которых они применяются.