Психология и семья

О питании и воспитании: пищевые привычки и психология

Очень много статей посвящены культуре питания, как правильно питаться не написано разве что на утюге, да и психологи раскрыли, наверное, уже все психологические причины лишнего веса и пищевых расстройств. Бодипозитивщики ввели полноту в разряд чуть ли не культа, забыв о том, что изначально идея бодипозитива заключалась в том, чтобы принимать свою внешность, все ее аспекты, не только вес, а не пропагандировать ожирение как красоту.

Потому что если ты толстая, — да, себя лучше принимать, ненависть никак не помогает жить, но принятие не значит, что худеть не нужно и что лишний вес никак не отражается на здоровье организма. Однако мы забываем, что пищевые привычки, как и многое другое, формируются в детстве. И, к сожалению, вокруг мы видим очень много полных детей. Конечно, есть небольшой шанс, что они перерастут полноту, резко вытянувшись в подростковом возрасте. Но чаще всего из полных детей вырастают полные взрослые. И полные они не потому, что заедают свои психологические проблемы, а потому, что в детстве их раскормили папы и мамы. И теперь им намного сложнее перестроить систему питания, чтобы сбалансировать вес. Как родители формируют пищевые расстройства Недавно на одном из психологических форумов мама обеспокоенно-возмущенно вопрошала психологов: «Дочери 8 лет, она толстая, но я не могу ограничить ей питание, она все равно ест, как быть и что делать?» Маме задали много уточняющих вопросов, и в результате оказалось, что на ужин ребенок съедает, например, пюре с котлетой. А самостоятельно умеет варить вермишель и жарить яйца. Кроме того, ребенок ест еще у бабушки, рацион примерно такой же. Разница в том, что в этом всем пищевом коллапсе мама, движимая чувством вины, может приготовить дочке салат. А бабушка не готовит, так как виноватой себя не чувствует. Работник системы образования с огромным стажем поделилась со мной, как кормила ребенка, который не хотел есть. Точнее, не хотел есть ничего полезного с ее точки зрения. Она зажимала ребенку руки за спиной, в кричащий рот заталкивала ложку, а после нажимала на горло, чтобы еда проходила. Теперь ребенок хорошо и самостоятельно ест все, что ему дают, а работник системы образования преподносит это как случай своей победы добра над злом — здорового питания над нездоровым — и величайшей заслуги. Какими вырастут эти дети? Девочка, которая ест то, что находит дома (при этом мама ожидает, что она в 8 лет сама будет регулировать свое питание), и девочка, которую изнасиловали едой? Семейный вопрос Формирование пищевых привычек и культура питания закладывается в семье. Я не сторонник крайностей и каких-то нарочитых стараний. Понятно, что родители-вегетарианцы будут кормить ребенка так же, а родители, которые любят мяско, колбаски и сыры, привьют этот вкус ребенку. И каждый из этих детей сформирует нормальный здоровый вкус, просто будет он разным. Но давайте применять несколько простых и разумных правил: — Ребенок ест то, что находит в холодильнике или на плите. Если у вас там сплошные плюшки, ватрушки, пюрешки, жаренное, острое и жирное, потому что вы так любите, а в школу вместо ланч-бокса вы даете ему деньги, которые он потратит на соломку и вафли, понятно, что ребенок будет иметь проблемы с весом, да и в целом с состоянием ЖКТ. Такие же проблемы наверняка есть у всей семьи. Но в отличие от вас, ребенок — не взрослый, он не может сделать выбор питания, поэтому это выбор родителей — или всей семье заняться пересмотром пищевых привычек, или подарить миру еще одного толстого и больного человека. — Что мы учим готовить своих детей? Какие их первые блюда? Вермишель и яичница? Потому что нас этому научила мама, как ее научила ее мама, а мы автоматически передаем этот опыт дальше? Но бабушки знали голод и тесноту коммунальных кухонь, мамы кусочек хлеба с маслом в детстве считали пирожным, а мы выросли на картошке, макаронах и гречке, потому что в магазинах не было другого ассортимента. Сейчас все изменилось, в магазинах можно найти продукты со всего света, а приготовление салата по времени и процедуре быстрее и безопаснее варки вермишели, так почему мы своих детей до сих пор учим варить вермишель? — Заставлять есть, как и вообще заставлять кого-то делать что-то против его воли – это насилие. Скажете, что у ребенка нет еще понимания, что такое хорошо, что такое плохо? Да, чистая правда, но задача родителя — помочь это понимание обрести, помочь различать собственные желания и потребности, а не используя силу, навязывать свои желания и понимания. — Кормить — это не способ любить! Выражайте любовь, например, словами или качественным временем вместе с ребенком. Понимаю, что еще от голодавших бабушек мы усвоили именно такой принцип передачи любви — «главное, чтобы хорошо кушал», — да и пухлое дитя лет 6, уминающее за обе румяные щечки пирожки, котлетки и домашние разносолы выглядит очень мило. Аппетитно кушающий ребенок — это же такое ми-ми-ми, как и спящий. Только лет через 10 те же «налюбившие» едой мама и бабушка таскают его по больницам. А все врачи как один говорят: «Сначала нужно похудеть».

Комментарии запрещены.

Добрые советы
  • 20.09.2018
    Домашняя школа

    В принципе, два способа отличаются учение, прямое и косвенное. Косвенный метод характеризуется тем, что новый язык входит в игру, чтобы зафиксировать родной язык. Этот метод основан на применение правил языка (грамматики) и запоминании. Косвенный метод основывается на нейрофизиологических... 
    Читать полностью