Психология и семья

Периоды адаптации ребенка в семье

Реальность принятия ребенка в семью не всегда совпадает с тем, что усыновители или приемные родители ожидают от взаимоотношений с ним. Взрослым стоит быть готовыми и к периодам взаимного обожания, и ко временам кризисов.

Психологи выделяют определенные периоды адаптации ребенка в семье, через которые проходят практически все дети, их усыновители или замещающие родители. Эти этапы приходится пройти, если в семью попадает ребенок в достаточно осознанном возрасте.

Период 1. Знакомство и взаимное обожание

Его также называют «медовым месяцем». Взрослые и ребенок хотят друг другу понравиться, договориться и найти общий язык. Ребенок готов почти беспрекословно подчиняться правилам, установленным в семье. Он боится, что новые родители могут отказаться от него и старается вести себя как можно лучше, пытается приспособиться к новым условиям. Взрослые, в свою очередь, хотят излить на ребенка всю накопившуюся любовь, оградить его от прошлой жизни.

Из-за обилия впечатлений и новых лиц дети могут стать чересчур суетливыми и активными. Они одновременно ощущают и радость, и тревогу, которой тоже хотят поделиться. Например, могут вспоминать и рассказывать о жизни в родной семье, но при расспросах замыкаться.

Кажется, что все идет чудесно и гладко. Но внутренне ребенок сомневается в своей роли и положении в новой жизни. Он тревожится и пытается себя контролировать. Проходит месяц после попадания в семью (а иногда – намного меньше), и начинается следующий этап адаптации.

Период 2. Время первого кризиса

В первом периоде поведение усыновленного ребенка напоминает стиснутую пружину. Он находится на эмоциональном взводе, хочет понравиться. Во втором появляется доверие к усыновителям, и пружина разжимается. Ребенок перестает себя контролировать так, как делал до этого, и чувствует, что он уже свой в семье.

Пришло время доверить новым папе и маме свои неприглядные стороны, не сдерживаться и не играть на публику. Начинается кризис, когда проявляются упрямство, желание все делать по-своему, капризность и другие малоприятные черты. Может возникнуть желание проверить семью на прочность.

Что делать, когда начинается кризис взаимоотношений:

Радоваться, как ни странно. Вместе с усыновителями порадуются психологи и социальные работники. Потому что пришло время доверия.
Не паниковать, не поддаваться чувству отчаяния и не сдаваться, потому что ребенку в это время еще хуже. Часто он даже просит отвезти его обратно в детский дом, да и у родителей проскакивает такое желание.
Выкладываться эмоционально. Потому что придется действительно потрудиться, прежде чем отношения наладятся. От родителей в этом периоде требуется много терпения и педагогический подход.

Причины конфликтов могут быть связаны с тем, что приемный или усыновленный ребенок дома не готов жить по новым правилам. Хотя он честно старался это делать на первом этапе. Причина – вовсе не протест или саботаж, а отсутствие привычки или социальная запущенность. Второй период также называют регрессией, или возвратом в прошлое. Ребенок вспоминает биологических родителей, он эмоционально к ним привязан, при этом все еще не понимает своей роли в новой семье.

Период 3. Привыкание и взаимодействие

Кризисный период хорош тем, что показывает семье проблемы и тревоги ребенка, из которых нужно найти выход. Не пережив эти проблемы, не получится перейти на следующую ступень отношений. На третьем этапе взрослые готовы предоставить воспитаннику помощь и поддержку. Они уже приблизительно знают, чего от ребенка ожидать, не требуют и не ожидают от него слишком многого.

Этот период характеризуется доверием, но нестабильностью. Проблемы могут возникнуть оттуда, откуда их не ждут. Например, если в семье есть родные дети, они могут ощущать недостаток внимания из-за того, что взрослые уделяли слишком много внимания приемным во время кризиса. Усыновленный ребенок по-прежнему скучает по кровным родителям. И его очень расстраивает ситуация, когда усыновители небрежно отзываются о его родственниках. В течение этого периода и всей будущей жизни новым папе и маме стоит помнить, что для ребенка очень важны корни.

Период 4. Наконец-то стабильность

Только на этом этапе, чаще всего, и получается познать ту радость, которую взрослые ожидают от принятия ребенка в семью. На этапе стабилизации взрослые счастливы, у них нередко появляется желание взять еще одного ребенка.

Приемный или усыновленный ребенок успокоился и понял свое место в семье. Он больше не боится, что его отдадут обратно в детдом. Он растормаживается, становится более оживленным и эмоциональным, активнее живет жизнью семьи. Кровные дети, если они есть, учатся поддерживать слабых и получают опыт, на основании которого будут строить свои будущие отношения.

Времена кризисов и непонимания не должны стать неожиданностью для взрослых. К ним нужно быть готовыми и представлять, как себя вести. Успешное преодоление кризиса приводит к тому, что и дети, и родители избавляются от чувства отягощения и страха. Начинают жить, как обычная семья. Ради этого и стоит преодолеть адаптацию, какой бы сложной она не была.

Комментарии запрещены.

Добрые советы