Дневник на вес золота
За каждую высокую оценку родители пятиклассника Антона платят ему доллар. Говорят, очень мотивирует. А если платить перестать? Не пропадет ли у ребенка без денежного допинга желание шагать в строю отличников? И вообще, как ненароком не вырастить из любимого чада дядюшку Скруджа?
Заработал — получи!
Впрочем, некоторые родители идут еще дальше: платят не только за учебу, но и за домашний труд: уборку в доме, выгул собаки, присмотр за младшим братиком. Однако практикующий детский психолог Наталья Кучеровская такого подхода к делу не одобряет: «Родители переводят отношения бескорыстной взаимопомощи, любви и дружбы, на которых, собственно, основывается жизнь семьи, на коммерческую основу. И этим обедняют душевнук? жизнь своих чад. Тот же принцип и в поощрении деньгами за учебу.
Переживание ребенком радости от своих успехов в интеллектуальной работе -самый сильный двигатель в учебе, который будет вдохновлять его на успехи в будущем. Заменив радость познания на радость денежного бонуса, мы принципиально меняем мотивацию ребенка — с самосовершенствования на приобретение выгоды».
Правда, не все психологи столь категоричны. Марина Гуменюк, арт-терапевт и детский психолог, делает оговорку: «Если ребенок целеустремлен и хорошо учится, денежный приз мотивирует. Только платить стоит не каждый день, а в конце месяца или четверти. Но если с учебой проблемы, деньги не помогут. Лучше наймите толковых репетиторов».
Счастье с тремя нулями
Обычно деньги в детских кошельках появляются после перехода из младшей школы в старшую: теперь ребенок сам оплачивает проезд, школьные обеды, что-то тратит на свое усмотрение. Вообще, сам момент приобретения чего-либо необычайно возвышает детей в собственных глазах, приобщает к миру взрослых, позволяет почувствовать себя почти волшебником, хозяином собственной жизни. Накупив чипсов, можно наладить отношения с популярными одноклассниками, с которыми раньше дружба по каким-то причинам не клеилась. Или заплатить соседу по парте за десять минут игры на его крутом мобильном телефоне. «Иногда родители забывают объяснить, что купить отношения нельзя, ведь, заплатив за любовь и уважение однажды, завтра за них придется платить снова, — комментирует Марина Гуменюк. — Возьмите за правило обсуждать с ребенком его затраты. Любые приобретения, как и прочитанные книги, подлежат обсуждению. Но если считаете, что он или она тратят деньги впустую — объясните, почему, а не ругайте. В противном случае ребенок просто начнет скрывать затраты или красть».
Бюджет с пеленок
«Везет же Лере! — вздыхает шестиклассник Дима. — У нее вчера украли сенсорный телефон». На немой вопрос окружающих поясняет: «Завтра ей купят айфон!». Одноклассница Лера, девочка из состоятельной семьи, за последний год теряет третий телефон, и каждый раз обязательно получает новый — еще более дорогой и продвинутый. Нельзя ведь ребенка оставить без связи! Со связью у Леры никаких проблем, в отличие от понимания ценности денег и всех тех благ, которые они дают. У ее одноклассника Нестора другая печаль. Он не знает, чего ему пожелать ко дню рождения. В 10 лет у него есть айфон, айпад, ноутбук, на столе пылится без дела электронная книга, не говоря уже о всевозможных приставках и приспособлениях для игр на компьютере. Родители, поощряя ребенка рублем по поводу и без, рискуют: а) сформировать у него легкомысленное отношение к денежным купюрам; б) вырастить финансово беспомощную личность, пожизненно зависимую от их кошелька.
Каков бы ни был уровень дохода семьи, психологи рекомендуют с ранних лет приучать детей к экономии и уважительному отношению к деньгам. Если вещь можно купить дешевле, скажем, по акции, стоит ее дождаться. Ходить не только по бутикам, а и заглядывать в стоковые магазины, а затем посчитать, сколько сэкономили на покупках и что теперь на эти деньги можно приобрести. Подарите своему чаду копилку, пусть экономит и собирает. Намного приятней ведь приобрести планшет на собственноручно собранные деньги, чем получить его в подарок от родителей.